Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

грот николай яковлевич

Энциклопедический словарь

Грот Николай Яковлевич (1852-1899), философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (так называемого монодуализму).

* * *

ГРОТ Николай Яковлевич - ГРОТ Николай Яковлевич (1852-99), российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. н. монодуализму).

Большой энциклопедический словарь

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-99) - российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. н. монодуализму).

Энциклопедия Кольера

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899), русский философ, психолог. Родился в Хельсинки 18 апреля 1852. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В течение нескольких месяцев находился в научной командировке в Германии, преподавал в Нежинском историко-филологическом институте. В 1879 защитил магистерскую диссертацию Психология чувствований в ее истории и главных основах. В этом исследовании Грот выступает как сторонник физиологического подхода к психической деятельности и в целом стоит на позитивистских позициях. В 1882 он защищает докторскую диссертацию К вопросу о реформе логики. В 1884 становится профессором Новороссийского университета в Одессе. С 1886 Грот - профессор Московского университета. Он был также председателем Московского психологического общества, редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Умер Грот в с.Кочеток Харьковской губерии 23 мая 1899. В своих диссертационных исследованиях и других работах первой половины 1880-х годов Грот выступал с последовательной критикой метафизики, в этической сфере ему были близки принципы утилитаризма (К вопросу о свободе воли, 1884). Логику он "реформировал" в направлении психологизма, связывая ее познавательные функции с изучаемыми психологией особенностями умственной деятельности. Историко-философский интерес к философии Возрождения (в первую очередь к пантеизму Джордано Бруно) спровоцировал своего рода "метафизический поворот" в творчестве Грота. О существенном отходе от позитивистских установок свидетельствуют его работы: Джордано Бруно и пантеизм (1885) и О душе в связи с современными учениями о силе (1886). Грот фактически переходит от резкой критики метафизики к ее обоснованию, видя в ней основу философского знания и его важнейший научно-умозрительный элемент (статья Что такое метафизика? 1890). Собственную позицию он определил как "монодуализм", подчеркивая тем самым стремление избежать "крайностей" монистической традиции в философии, причем как в идеалистическом, так и в материалистическом вариантах. Грот был склонен к плюралистической метафизике, признающей наличие нескольких субстанций, находящихся в сложных иерархических отношениях. В сочинениях Грота "метафизического" периода важную роль играет идея силы. Это понятие он считал приложимым как к физическим, так и к духовным процессам. Однако активное, творческое начало мира имеет своим источником силу духовную. Материя же представляет собой пассивное начало. В своей нравственной философии Грот опирался на этические и метафизические идеи А.Шопенгауэра (Основания нравственного долга, 1892; Устои нравственной деятельности, 1895). В трактовке Грота "мировая воля" приобретает черты идеального и даже нравственного начала мира, а в конечном счете совпадает с "мировой любовью". В последние годы жизни Грот постоянно обращается к проблемам психологии (К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии, 1894; Основания экспериментальной психологии, 1895; Понятие души и психической жизни в психологии, 1897).

ЛИТЕРАТУРА

Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб, 1879-1880 Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885 Грот Н.Я. Философия и ее общие задачи. СПб, 1904 Н.Я.Грот в очерках, воспоминаниях, письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. СПб, 1911

Полезные сервисы